От авторов


Если Вы живёте или бывали в Вятскополянском районе, если Вас волнует судьба культурно-исторических и природных достопримечательностей, если Вы хотите обратить внимание на какой-то местный объект, то можете оставить здесь своё сообщение. Чтобы связаться с авторами, Вам нужно зарегистрироваться. Связавшись с создателем блога, Вы можете стать одним из авторов данного ресурса.

пятница, 25 июня 2010 г.

Осмотр объектов культурного наследия

Неделю назад в Вятскополянском районе работали специалисты отдела по охране объектов культурного наследия при Правительстве Кировской области. Они осматривали состояние памятников и достопримечательностей федерального и регионального назначения, которые находятся на территории города Вятские Поляны и Вятскополянского района. Меня привлекли в качестве гида во время поездки группы.

Осмотрели четыре археологических памятника: Новобурецкую и Нижнешунскую стоянки древнего человека, Изранское поселение и Слудское селище. Данные по привязке Нижнешунской стоянки и Изранского поселения (координаты GPS, фото), которые были подготовлены в прошлом году разведочной экспедицией, оказались неточными, а некоторые и ошибочными. Местные жители, вызвавшиеся помочь, показали совсем не то место. Вот уж где пригодились навыки спортивного ориентирования. Мои спутники были приятно удивлены моей осведомлённостью о находках на этих объектах. Оно и понятно. Ведь данные об археологических исследованиях на территории района публикуются только в изданиях для специалистов, а все отчёты хранятся в Кирове, в Ижевске, Йошкар-Оле, Казани и имеют ограниченный доступ.

Ряд вопросов вызвало посещение культовых объектов: Успенской церкви в с.Слудка, мечети в д.Ст.Пинигерь, мечети в д.Ниж.Шуни. На эти объекты не оформлены должным образом документы на право собственности. Положительным является то, что они являются действующими, силами энтузиастов и подвижников здания восстановлены и восстанавливаются из развалин, ремонтируются и поддерживаются в рабочем состоянии. Однако, ни на одном объекте нет проектной документации на реставрацию. Поэтому ремонт, выполняемый местным населением, сопровождается постепенным нарушением архитектурного облика зданий. В Старом Пинигере деревянная обшивка мечети заменена сайдингом, внутренняя отделка выполнена тоже с применением пластика. Внешне выглядит, конечно, современно, но исторический облик самой старой в районе деревянной мечети нарушен.

Когда-то в каждом районе работали представители Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК), которое в годы реформ тихонько прекратило своё существование. Новому отделу по охране объектов культурного наследия, похоже, придётся разгребать накопившиеся проблемы. Одна из самых трудно решаемых - многие культурно-исторические памятники за десяток бесхозных лет успели сменить собственника. И с этими собственниками не заключено никаких договоров, которые закрепляли бы их ответственность за сохранность объекта. Например, усадьба купцов Зайцевых сегодня разделена между разными владельцами: дом в федеральной собственности (здание военкомата), а пристройки и флигель принадлежат частникам. Такая же картина с домом Кощеевых (ул. Советская 17) и домом Стойлова (дом, где располагалась ЧК).

Комментариев нет:

Отправить комментарий